Основные федеральные законы, постановления, приказы и распоряжения Правительства РФ, регулирующие переход к импортонезависимому ПО в госсекторе.
Методические рекомендации по переходу органов исполнительной власти и органов местного самоуправления на использование отечественного офисного ПО. В том числе ранее закупленного.
Об определении ответственных за централизованную закупку и техническую поддержку программного обеспечения для ФОИВов.
Речь идет об офисном ПО (ответственный орган – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ) и ПО для ведения бюджетного учета (ответственный орган – Федеральное казначейство).
О создании единого реестра российского ПО и баз данных. О внесении изменений в 44-ФЗ о государственных закупках.
Запрет на допуск программного обеспечения из иностранных государств.
О том, как именно и в какие сроки должен происходить переход на российское офисное ПО.
Дополнительные требования к офисному ПО из реестра (состав, функционал, среда работы и т.д.). Это требования к операционным системам, к коммуникационному пакету, к почтовым приложениям. Также требования касаются органайзера, средств просмотра, интернет-браузеров, редакторов презентаций, табличных, текстовых редакторов и т.д.
О том, как правильно методологически осуществлять переход на российское ПО. Какие подходы лучше использовать, каким целевым показателям и индикаторам следовать. И те, и другие отражают успех или провал перехода.
Переход на российское ПО: ключевые индикаторы эффективности*
Таблица 1. Для органов исполнительной власти субъектов РФ
Тип офисного ПО | Целевой показатель (%) | 2019 | 2020 |
Текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, коммуникационное ПО, программное обеспечение файлового менеджера, органайзер, средства просмотра или офисный пакет, включающий 4-х из указанных категорий программного обеспечения | Доля отечественного офисного ПО | не менее 50% | не менее 80% |
Операционные системы | Доля отечественного офисного ПО | не менее 40% | не менее 60% |
Почтовые приложения | Доля отечественного офисного ПО | не менее 50% | не менее 80% |
Справочно-правовая система | Доля отечественного офисного ПО | 100% | 100% |
Программное обеспечение системы электронного документооборота | Доля отечественного офисного ПО | не менее 60% | 100% |
Средства антивирусной защиты | Доля отечественного офисного ПО | 100% | 100% |
Интернет-браузеры | Доля отечественного офисного ПО | не менее 50% | не менее 80% |
* Из Приложения №1 методических рекомендаций Приказа Минкомсвязи России №335 от 04.07.2018 г.
Таблица 2. Для органов местного самоуправления муниципальных образований РФ
Тип офисного ПО | Целевой показатель (%) | 2019 | 2020 |
Текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, коммуникационное ПО, программное обеспечение файлового менеджера, органайзер, средства просмотра или офисный пакет, включающий 4-х из указанных категорий программного обеспечения | Доля отечественного офисного ПО | не менее 35% | не менее 60% |
Операционные системы | Доля отечественного офисного ПО | не менее 30% | не менее 50% |
Почтовые приложения | Доля отечественного офисного ПО | не менее 35% | не менее 60% |
Справочно-правовая система | Доля отечественного офисного ПО | 100% | 100% |
Программное обеспечение системы электронного документооборота | Доля отечественного офисного ПО | не менее 60% | 100% |
Средства антивирусной защиты | Доля отечественного офисного ПО | 100% | 100% |
Интернет-браузеры | Доля отечественного офисного ПО | не менее 30% | не менее 50% |
Из Приложения №2 методических рекомендаций Приказа Минкомсвязи России №335 от 04.07.2018 г.
Основные программные продукты в плане перехода на использование отечественного офисного ПО
- Операционные системы
- Офисные пакеты
- Редакторы презентаций
- Табличные редакторы
- Текстовые редакторы
- Редакторы диаграмм, блок-схем
- Справочно-правовые системы
- Коммуникаторы/мессенджеры (включая мобильные)
- Серверное и клиентское ПО электронной почты
- Органайзеры/планировщики
- Средства просмотра документов
- Браузеры
- Редакторы мультимедиа
- ПО электронного документооборота
- Антивирусное ПО и ПО обеспечения информационной безопасности
Основополагающие требования к замещающему программному обеспечению
- Полный набор прикладных офисных программ из реестра российского ПО. Программы должны быть совместимы с операционной системой (ОС).
- Графический интерфейс пользователя для настройки системы. Включая аутентификацию (в том числе через Active Directory и LDAP/Kerberos), установку и синхронизацию времени, управление пользователями и группами, просмотр системных журналов и добавление принтеров.
- Возможность централизованного обновления программного обеспечения. И удаленной настройки. Так как все это важно при массовом обслуживании пользователей.
- Своевременное исправление критических уязвимостей. Доступность ПО для обновления.
- Наличие открытой инфраструктуры разработки во избежание «привязки к поставщику». А также для того, чтобы обеспечить возможность независимого развития ИТ-решений на базе российского программного обеспечения. Инфраструктура разработки должна обеспечивать сборку самой операционной системы и прикладных программ для нее.
30 дней тестового периода позволят проверить работу выбранных решений в связке с существующей ИТ-средой. Специалисты «Инфолайн» окажут консультационную и техническую помощь.